Одни ввели святыню во храм, другие – народ в искушение
70, Алчевск, Украина

Одни ввели святыню во храм, другие – народ в искушение

«… и ввел во тьму, а не во свет» (Пл. 3, 2) «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15)

Введение Пресвятой Богородицы во храм. 1663—1671 гг.Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

В современной истории церковно-государственных отношений в России произошло важное событие – по ходатайству Святейшего Патриарха Кирилла чудотворная Торопецкая икона Богородицы из фондов Русского музея была передана до 21 сентября следующего года – дня празднования Рождества Приснодевы Марии в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Святыня была возвращена Церкви накануне праздника Введения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во храм: http://expertmus.livejournal.com/24584.html.

Это событие освещалось в СМИ с разных точек зрения, но везде звучал один и тот же вопрос: где место иконе – в храме или музее? На этот вопрос пришлось вчера держать ответ и нашему Музею имени Андрея Рублева, куда на днях поступил запрос Президента России Д.А. Медведева и министра культуры РФ А.А. Авдеева о возможности выдачи иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (см. фото внизу). На общем музейном собрании прозвучали всякого рода мнения, вплоть до обвинений священнослужителей Владимиро-Суздальской епархии в краже икон со ссылкой на «знакомых священников». В такой разноголосице нет ничего удивительного, ведь у нашего государства до сих пор не выработано четкой позиции по вопросу церковной реституции, не говоря уже о законодательстве.
Подчас доводится слышать от некоторых коллег, что вот раньше, в годы воинствующего безбожия, музейщики вывозили иконы из разрушаемых храмов, долгое время их реставрировали и готовили к экспонированию как произведения национального искусства для всеобщего обозрения, поэтому теперь любая передача «единиц основного хранения» из фондов в храмы чуть ли не оскорбляет память наших предшественников. Помилуйте, но разве мог подумать тот же Петр Дмитриевич Барановский и его соратники, ради сохранения памяти о каждой церкви из «сорока сороков» спасшие с риском для жизни сотни, а то и тысячи бесценных раритетов буквально перед самым сносом, о том, что в будущем при восстановлении храмов в них не вернутся их святыни?!
Конечно, одно дело – чтимая икона, и совсем другое – драгоценный потир из ризницы. Но ведь Церковь никогда и не просила вернуть изъятые ювелирные изделия, большей частью пожертвованные на помин души, напротив, в трудную для государства годину сама всегда приходила на помощь, отдавая все накопления, как это было во время Великой Отечественной войны. С другой стороны, довольно странно видеть нынешнее отсутствие чудотворной Владимирской иконы Богоматери на своем историческом месте в Успенском соборе Московского Кремля. Речь идет о палладиуме нашего государства, увековеченном в русских летописях, где повествуется о важнейших государственных событиях, связанных с этой святыней. Но экскурсантам в Кремле показывают лишь киот у царских врат, информируя о нахождении самого образа в … Никольском храме при Третьяковской галерее. Совершенно непонятны причины такого положения, учитывая, что и Успенский собор, и Никольский храм принадлежат самому государству как музеи.

Далее

1 просмотров
 
Комментарии

Комментариев пока нет.
Будь первым - напиши свой комментарий.

Дневники
Дневники обновляются каждые 5 минут