Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г.
хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время
местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова
Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф.
Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с
Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу –
символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог
Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены
святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк;
ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и
конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.
Почитание Азовской
иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени
первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В.
Голицына.
В 1696 г., после победы под Азовом,
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем
Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием
(Кращановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы
помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической
картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным
планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре);
крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым
Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории
религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной
иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.
Празднование 28 августа
Na razie nie ma żadnych komentarzy.
Dodaj komentarz aby rozpocząć dyskusję!