2. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей
2.3. Исследование психических процессов у детей школьного возраста
В работе школьного психолога с детьми в возрасте 6—7 лет чаще всего стоит задача определения степени готовности ребенка к школьному обучению. Проблема определения школьной зрелости актуальна и для первоклассников, если в процессе обучения выясняется, что они не успевают осваивать учебную программу.
Для указанного контингента детей обследование целесообразно начинать с ориентационных методов выявления уровня школьной зрелости. Применяя эти методики 1, психолог определяет уровень развития произвольного внимания ребенка, уровень саморегуляции — умение действовать по правилу, степень развитости сенсо-моторных связей и тонкой моторики руки, недостатки в речевом развитии (нарушения фонематического восприятия), зрительно-пространственной ориентации.
Широко известный «Тест школьной зрелости» Керна— Йерасека включает задания:
1) рисование фигуры мужчины;
2) срисовывание письменных букв (фраза «он ел суп»);
3) срисовывание группы точек.
Если нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности (рука заканчивается пятипалой кистью, а ноги внизу отогнуты) и одета в мужскую одежду, на голове есть волосы (или они закрыты головным убором), а на лице — глаза, нос, рот, рисунок выполнен синтетическим (контурным) способом, это оценивается как высокая норма. Так же оценивается и срисовывание букв и точек, если они полностью и точно скопированы. При этом допускается их увеличение (не более чем в 2 раза) или небольшое уменьшение, отклонение фразы от горизонтальной линии не более чем на 30°+ и отклонение (незначительное) одной точки от строки или колонки.
Аналог заданий № 2 и № 3 — методика «Домик». Ее преимущество в том, что здесь выявляется уровень развития именно произвольного внимания, так как при обработке учитываются только «ошибки внимания». В заданиях же теста Керна—Йерасека невозможно определить, что именно послужило причиной некачественного выполнения задания — невнимательность ребенка или недостаток зрительно-пространственной ориентации.
Для оценки состояния фонематического восприятия предлагаются задания, направленные на узнавание, различение и сравнение звуков. Особое внимание обращают на различение свистящих и шипящих, аффрикат, глухих и звонких, твердых и мягких фонем. Для этого ребенку называют ряд звуков, среди которых он должен узнать заданный звук. Можно также предложить ребенку 10 картинок, где изображены предметы, которые обозначаются словами-паронимами (трава—дрова, уточки—удочки и т. д.). Психолог (предварительно удостоверившись, что ребенок знает названия всех предметов) начинает называть их попарно, а ребенок показывает их на рисунках. В норме он все эти задания выполняет правильно.
Для тех детей, которые плохо справляются с предложенными выше заданиями, предлагаются методики исследования психических процессов 1с целью уточнения особенностей развития познавательной сферы. Эти же методики применяются и в ходе определения нарушений в психической деятельности у детей младшего и среднего школьного возраста. Естественно, что задания для детей 8-ми лет и подростков будут отличаться по сложности и нормативам, стимульному материалу. Однако, поскольку направленность заданий одинакова, мы описываем их в одной рубрике, оговаривая при этом необходимые моменты, связанные с возрастными параметрами.
Исследование внимания, темпа сенсомоторных реакций и состояния работоспособности проводится традиционными методами: корректурная проба, счет по Е. Крепелину, отсчитывание чисел, отыскивание чисел по таблицам Шульте, пробы на переключение внимания. Для детей, не овладевших навыками счета в полной мере и плохо усвоивших буквы, предлагается такое задание: как можно быстрее и аккуратнее ставить черточки (соответственно образу) в каждой клеточке тетрадного листа. Результаты этого задания рассматриваются аналогично результатам корректурной пробы и счету по Е. Крепелину. Отмечается скорость выполнения задания, количество ошибок (в том числе несоответствие черточки образцу, т. е. ее преувеличение, преуменьшение и другие искажения) для каждого отрезка времени и в целом, отношение ребенка к исследованию.
Результаты эксперимента представляют в виде графиков, где отражают состояние работоспособности ребенка, равномерность и темп выполнения заданий, наличие истощаемое2, врабатываемости, расстройства внимания. В норме испытуемый улучшает качество работы к концу выполнения задания, что объясняется врабатываемостью, хорошей концентрацией внимания и высокой работоспособностью.
Например, здоровые подростки выполняют задание корректурной пробы (вычеркивают две буквы на стандартном бланке) за 6—8 минут и допускают при этом не более 15 ошибок.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Для детей, которые еще не усвоили понятия «число», «цифры», «счет», предлагается аналог этого задания — методика В.М. Блейхер, И.В. Крук (1986, с. 255). Ребенку предлагают бланк с 10 строчками разных фигур (по 10 в строчке), которые нужно заполнить различными значками по образцу. При обработке данных учитывается то, как ребенок заполняет фигуры (старательно или небрежно), с какого времени он начинает работать по памяти, без опоры на образец, отмечается время, необходимое для заполнения 1 строки, время выполнения всего задания, количество ошибок. Здоровые дети 6—7 лет заполняют 100 фигур в среднем за 3—5 минут, допуская при этом не более одной ошибки.
Оценивая результаты, полученные при выполнении заданий по таблицам Шульте, сравнивают время, затраченное испытуемым на каждую таблицу. В норме она не превышает 1 минуты. На основании результатов строится график, который отражает степень истощаемости. Здоровые испытуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, иногда даже ускоряя темп работы к концу. Если темп неравномерный, это говорит о наличии повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. При гиперстеническом варианте астении «кривая истощаемости» характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией возврата к первоначальным показателям; при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и неуклонным снижением показателей.
При исследовании подростков очень информативна и проста в применении методика отсчитывания чисел. Здесь выявляется степень активности и устойчивости внимания, возможность осуществления счетных операций. Ученику предлагается вычитать из 100 одно и то же число (двузначное, а если у него не получается счет, то однозначное). Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть только полученное число. Фиксируется длительность пауз между ответами (психолог ставит точки в промежутках между числами-ответами, т. е. осуществляет приблизительный хронометраж) и общее время опыта. При ошибочном выполнении вычитания подростку указывают на ошибку, и он пересчитывает снова. Ошибки в единицах и при переходе через десяток свидетельствуют об интеллектуальной недостаточности, ошибки в десятках — о неустойчивости внимания. При повышенной истощаемости результаты ухудшаются к концу, хотя объективно выполнять задание становится легче. В норме это задание подростки выполняют не более чем за 1 минуту.
Задания на переключение внимания применяются для определения подвижности психических процессов. Чаще всего с этой целью используется таблица Шульте—Горбова. Инертность психических процессов диагностируется в том случае, если время, затраченное на эту таблицу, более чем в 2 раза превышает время, затрачиваемое (в среднем) на каждую из таблиц Шульте. Переключаемость внимания исследуется также с помощью модифицированной методики отсчитывания. В этом случае испытуемому предлагают вычитать не одно и то же число, а 2 чередующихся, например, то 7, то 8. По результатам выполнения судят не только об инертности психических процессов, но и об их истощаемости.
В качестве проб на переключаемость внимания используются также методика сложения с поочередно меняющимися слагаемыми, модификация методики корректурной пробы, чередование антонимов и синонимов и др.
Исследование процессов зрительного восприятия проводится обычно в том случае, когда необходимо проверить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из предпосылок различения и усвоения букв и цифр. При нарушении зрительного восприятия узнавание силуэтных, контурных, незавершенных, перечеркнутых или наложенных друг на друга рисунков затруднено.
Роль мнемических процессов (памяти) в усвоении знаний очевидна. В то же время исследование памяти имеет важное значение, потому что при многих психических заболеваниях (особенно обусловленных органическим поражением головного мозга) наблюдаются расстройства мнемических процессов. Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования памяти, отражают и состояние активного внимания, и особенности протекания мыслительных процессов, и степень истощаемости нервной системы ребенка.
Тест зрительной памяти, по сути, проводится так же, как с дошкольниками, однако количество картинок увеличивается до 30 и результаты фиксируются с первой пробы. Для надежности тест можно повторить на следующий день с другой серией картинок. объём слуховой памяти исследуется аналогично с помощью специально подготовленных двух серий слов (по 30 слов). Слова произносятся с интервалом в 2 секунды. В норме дети запоминают от 16 до 22 слов и 15-20 картинок.
Помимо объема памяти (т. е. сколько объектов может удержать в памяти ребенок), важно знать особенности мнестической деятельности в процессе заучивания: объем, динамика активного запоминания, зависимость запоминания от характера материала, проверка запомнившегося материала через определенный временной интервал. С этой целью используют методику запоминания 10 слов. Здоровые дети после первого предъявления запоминают 5—6 слов, а после третьего — 8-мь. Через 30 минут (в ходе которых ребенок выполняет другие задания) испытуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В норме ребенок воспроизводит все слова, что он выучил.
Исследование опосредованного запоминания проводится с целью выяснения роли мышления3 в мнемических процессах. Ребенку зачитывают 10 пар слов, между которыми имеются смысловые связи, например: река—море, яблоко-груша и т. д. Затем психолог зачитывает первое слово, а испытуемый должен вспомнить второе. Обычно такой способ запоминания гораздо продуктивнее и здоровый ребенок с 1—2 раз выполняет задание полностью. В случае психического недоразвития это задание сложнее для испытуемого, чем просто заучивание 10 слов.
Одним из методов исследования опосредованного запоминания является методика пиктограмм. Ученику предлагают на листе бумаги делать карандашом зарисовки (кроме букв) на каждое слово, которое зачитывает психолог. При этом предупреждают, что качество рисунка роли не играет, главное, чтобы испытуемый потом смог, глядя на рисунок, вспомнить соответствующее слово. Всего называют 10—15 слов: сначала слова, имеющие конкретное содержание, а потом, убедившись, что выполнение задания доступно, слова, обозначающие абстрактные понятия.
Методика пиктограмм применяется преимущественно для детей старше 11—12 лет. Анализируют не только рисунки, но и объяснения подростка о том, почему он так нарисовал. Полученные данные позволяют судить не только о логической памяти испытуемого (т. е. насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их), но и об особенностях мышления, личности подростка, его эмоциональном состоянии, наличии психических заболеваний4.
Метки: аутизм
Pages: 1 2
;-)